СПГ (сжиженный природный газ) состоит, в первую очередь, из метана (85-95%) с незначительным количеством этана, пропана, бутана, азота. Температура сжижения природного газа немного ниже 161 °С. При сжижении объем сокращается в 600 раз. Благодаря этому его удобно транспортировать и хранить. Поэтому сжижение часто служит именно для реализации этих функций, а для использования СПГ переводят обратно в газообразное состояние. Но есть возможности применения природного газа и в жидком виде. Например, в качестве моторного топлива. Помимо вышесказанного, преимущества у СПГ следующие:
КриоАЗС называют автомобильную заправочную станцию с типом топлива СПГ. Сейчас в России таких АЗС не много, как и транспорта, который потребляет СПГ. В основном, это коммерческий транспорт – фуры, автобусы, сельскохозяйственная техника. На КриоАЗС заправляют машины непосредственно СПГ или КПГ (компримированный природный газ). КПГ получают путем газификации (испарения СПГ).
В состав АЗС входят:
Если на АЗС имеется и линия отпуска КПГ, то нужны еще насосы высокого давления и аккумуляторы газа.
Основными технологическими процессами на КриоАЗС с одним типом топлива являются: отгрузка топлива, прием топлива и поддержание давления в резервуаре. Если нужен еще и КПГ, то добавляется еще газификация.
Система управления состоит из двух подсистем, которые связаны между собой минимальным количеством сигналов, как правило, дискретных. Это подсистема управления технологическим процессом и подсистема отпуска топлива. Подсистема управления технологическим процессом обеспечивает прием топлива, поддержание давления в резервуаре и подачу топлива в ТРК. Подсистема отпуска топлива управляет ТРК и коммерческими расчетами.
У нас есть практический опыт автоматизации АЗС с одним (СПГ) и двумя (СПГ+КПГ) видами топлива. Первый проект реализован в 2019-2020 годах. Это российская разработка, КриоАЗС находится в Челябинской области. Мы полностью проектировали систему управления (на базе ПЛК Siemens Simatic S7-1500), поставляли шкафы силовые и управления, а также занимались разработкой программного обеспечения и пуско-наладочными работами. Система отпуска топлива не входила в зону нашей ответственности. АЗС работает с видами топлива КПГ и СПГ.
Также мы занимались пуско-наладкой двух контейнерных КриоАЗС, произведенных в Китае. Данные КАЗС ставились как расширение существующих классических АЗС крупной нефтяной компании и интегрировались в существующую систему управления АЗС. В составе КАЗС были предусмотрены ТРК, не имевшие интерфейса для интеграции в АСУ АЗС по стандартным протоколам. С этой целью нами был разработан ПТК, позволявший обмениваться данными ТРК и АСУ БУК TS-G. Со стороны АСУ БУК TS-G используется протокол АЗС 2.0, со стороны ТРК пользовательский протокол на базе RS485. Помимо этого мы переработали программное обеспечение ПЛК (Siemens S7-200 Smart) и панели оператора и провели комплексную наладку и испытания. Обе КАЗС введены в эксплуатацию в 2023-2024 годах. В данный момент проходит ПНР еще одной станции в Республике Татарстан.